Подросток и наркотики


На протяжении многих десятилетий для России были типичны злоупотребление алкоголем и алкоголизм. Однако в последнее время в стране произошли существенные изменения в структуре контингентов больных, обращающихся за медицинской помощью и состоящих на учёте в наркологических диспансерах.

Особую тревогу вызывает резкое «омоложение» контингента больных наркоманией. В России средний возраст начала употребления алкоголя среди мальчиков снизился до 12,5 года, среди девочек до 12,9 года: возраст приобщения к токсико-наркотическим веществам снизился соответственно до14.2 года среди мальчиков и 14,6 года среди девочек. За последние годы число детей, больных наркоманией, увеличилось в 19,3 раза; больных токсикоманией – в 15,7 раза.

Совершенно очевидна связь роста социально-экономических проблем, роста злоупотреблений алкоголем и наркотиками и роста преступности несовершеннолетних. Эти три процесса идут параллельно: в состоянии опьянения подростками совершается 50% всех правонарушений, в том числе 80% всех тяжких преступлений (убийств, изнасилований и т.п.)

Основной возраст первого знакомства с наркотиками 11-14 лет (41%) и 15-17 лет (51%). В отдельных случаях возраст начала потребления наркотиков совпадает со временем начала учёбы в школе. К подростковому возрасту свыше 10% школьников уже знакомы с действием наркотиков. К окончанию школы около 40% несовершеннолетних пробовали наркотики, а регулярно «сидят на игле» 9% мальчиков и 5% девочек.

Велики показатели мифологизации отношения молодёжи к наркотикам. Так, 34% считают, что наркотики бывают «всерьёз» и « не всерьёз», 21% - что «наркотик делает человека свободным», и 42% уверены, что от увлечения наркотиками всегда можно отказаться. Также наблюдается некоторая романтизация среди потребителей наркотиков, высокая лояльность по отношению к наркоманам на фоне самого низкого доверия к педагогам, врачам и психологам.

Что такое наркотик?

Наркотик – психоактивное вещество, которое включено в официальный государственный список вследствие социальной опасности из-за способности при однократном употреблении вызывать привлекательное психическое состояние, а при систематическом – психическую или физическую зависимость от него.

Наркотик характеризуют три признака:

  • Специфическое действие на психику – успокаивающее, активизирующее, галлюциногенное и т.д.
  • Широкое распространение используемого вещества, в связи с чем возникают отрицательные социальные последствия.
  • Юридическое признание наркотиком и занесение Департаментом здравоохранения России в список наркотических веществ. Законодательство России устанавливает уголовную ответственность за незаконное приобретение, хранение, изготовление, переработку, перевоз, пересылку и сбыт наркотических средств.

Пути формирования зависимости.

Для того, чтобы стать зависимым от какого-либо химического вещества, нужно многократное употребление.

А многократное употребление наркотика ведёт к привыканию.

Привыкание - когда я не могу исключить какое-либо вещество из своей жизни, так как оно постоянно мне требуется. Чтобы почувствовать себя «хорошо», его требуется всё больше и больше. Это явление называется толерантностью.

Каковы последствия толерантности? Это увеличение дозы.

Этот признак может говорить о формировании зависимости.

Зависимость – влечение к тому состоянию, которое вызывает наркотик.

Развитие болезни – это слагаемое двух компонентов: искажённого мышления («Я не могу без наркотика») и физической зависимости с потерей контроля над собой.

В процессе формирования зависимости существует одно исключение: в подростковом возрасте зависимость может сформироваться в результате однократного употребления наркотического вещества.

Почему принимают наркотики?

Как показывает статистика, первая встреча с наркотическими веществами происходит иногда в 8-10 лет, но чаще всего в подростковом возрасте. Для понимания причин и механизмов развития наркомании очень важно учитывать психологические характеристики подросткового возраста, который по своей сути является кризисом взросления. Кризис может проявляться в переживании о своих, чаще воображаемых, физических недостатках, чрезмерной озабоченности своим здоровьем, появлении особого отношения к еде и приёму пищи, склонности к асоциальному поведению и даже мыслях о самоубийстве.

Форма кризиса подросткового возраста выражается в простой формуле: подросток стремится ощущать себя взрослым, стремится утверждать свою взрослость любыми доступными ему средствами. Очевидно, что таких средств у вчерашнего ребёнка ещё мало, и, при неправильном отношении взрослых, они заменяются их суррогатами, в том числе наркотиком как символом взрослости, как средством снятия напряжения, как способом идентификации.

Когда возникает интерес к наркотикам?

8-11 лет. Детей интересует всё, что связано с наркотиками – их действие, способы употребления. Наркотик – это неизвестный и запретный мир и, как всё незнакомое и запретное, вызывает особое любопытство. По данным диагностических исследований, дети этого возраста о последствиях употребления наркотиков либо ничего не слышали, либо слышали, но ничего не поняли, либо не восприняли всерьёз. Знания о наркотиках отрывочны, наркотики пробовали употреблять единицы.

11-13 лет. Основной возраст нала наркомании. Интерес вызывает возможность употребления «лёгких» наркотиков из-за широко распространённого заблуждения об их существовании. О наркотиках эти подростки знают многое из рассказов знакомых, знания часто носят недостоверный характер. Отношение к наркотику если не позитивное, то с присутствием определённого «ореола привлекательности».

Первые эпизоды наркотизации связаны с трудной семейной или школьной ситуацией, безнадзорностью, некритичным отношением к поведению окружающих.

Имеется заблуждение, что доступные лекарственные, бытовые средства (бензин, клей, зубные пасты, таблетки и др.) менее вредны и опасны, но именно с этих средств и начинается употребление психоактивных веществ, адиктивное поведение.

14-17 лет. Наиболее опасный возраст для начала экспериментирования с любыми психоактивными веществами. Его часто называют возрастом независимости. Опыт знакомства с наркотиками происходит на дискотеке, молодёжной вечеринке, в компании друзей, в подворотне.

Факторы риска, или кто чаще становится наркоманом.

Факторы риска не возникают сами по себе, для их формирования необходима определённая почва.

Факторы риска бывают:

 

  • Биологические (медицинские): патология беременности и осложнённые роды, тяжёлые хронические заболевания, сотрясения головного мозга, алкоголизм или наркомания у родителей, психические заболевания у кого-либо из близких родственников.

  • Социально-психологические: семейное неблагополучие, низкий материальный достаток, плохие условия проживания, неполная семья, алкоголизм и наркомания у близких родственников, психические расстройства или частые нарушения правил общественного поведения у членов семьи и близких родственников, сильная и постоянная занятость родителей.

Специалисты, работающие с подростками, и родители должны проявлять максимальную «наркологическую настороженность» в случаях:

  • обнаружения у подростка ампул, таблеток, порошков, других форм лекарственных препаратов;
  • нахождения у подростков приспособлений для инъекций(уколов) – шприцев, игл, жгутов, а также следов от инъекций по ходу вен в области локтевых сгибов и других местах;
  • наличия дома различных химических веществ, растворов, реактивов, особенно органических растворителей, клеев, лаков, пятновыводителей, а также характерного химического запаха, исходящего от волос, рук, одежды подростков;
  • появления у подростков различных приборов, деталей, приспособлений для обработки, перегонки, очистки химических веществ.

Нужно учитывать и косвенные признаки:

  • немотивированное изменение поведения, образа и стиля жизни;
  • изменение особенностей психического реагирования;
  • появление у подростков подозрительных друзей, особенно старшего возраста.

Наиболее общие черты наркомана с большим стажем следующие:

  • всегда длинные рукава одежды, независимо от погоды и обстановки;
  • неестественно узкие или широкие зрачки независимо от освещения;
  • часто – неряшливый вид, сухие волосы, отёкшие кисти рук; тёмные, разрушенные, «обломанные» зубы в виде «пеньков»;
  • невнятная, «растянутая» речь или неуклюжие движения при отсутствии запаха алкоголя изо рта;
  • явное стремление избегать встреч со старшими членами вашей семьи;
  • резкость, непочтительность в ответах на ваши вопросы;
  • после его появления в доме пропадают вещи или деньги.

Рекомендации педагогам и родителям.

  • Разговаривайте с ребёнком о наркотиках и алкоголе: помните, что нет возраста, когда ребёнок не нуждался бы в объективной информации. Задача таких бесед не только в доведении до ребёнка всей информации о наркотической опасности, но и в установлении отношений доверия, открытости по вопросам о наркотиках.
  • Учитесь слушать. Ребёнок должен знать, что вам интересен его внутренний мир, его переживания и тревоги. Постарайтесь понять, что его беспокоит, какие проблемы он решает в настоящее время. Попытайтесь найти вместе с ним выход из проблемы.
  • Давайте советы, но не давите советами. Как показывают житейские наблюдения, мы все не очень любим прислушиваться к чужому мнению. Наиболее рациональной может выступать форма, предполагающая свободный выбор ребёнка.
  • Подумайте о своём примере. Трудно предположить, что кто-то поверит советам родителя, который сам злоупотребляет курением, алкогольными напитками и т.д.
  • Поддерживайте в ребёнке самоуважение и думайте о его самореализации.
  • Чем больше сформировано у ребёнка чувство самоуважения, тем больше вероятность, что он сможет сказать «нет» в ответ на предложение испытать новые ощущения, стать взрослее или быть таким, как все.

 

Полезное видео и анимационные материалы (ссылка жми)